История паркета насчитывает приблизительно 3000 лет. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами.
Само слово “паркет” имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя – предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель.
Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название “художественный”.
В России паркет впервые появился в начале XVI века, когда полы стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком.
Это рисунок носил название “в елочку”, а сам пол назывался “косящатым”. Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.
В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привёз целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и в общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой.
Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе деревянных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра I, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля.
В 1711 году Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов. Существовал даже собственный стиль укладки – русское барокко. Широко использовались прежде всего местные (и, следовательно, более дешевые) породы дерева, такие как береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач и кизил. В качестве экзотики применялись дорогостоящие привозные породы, например, черное (эбеновое) дерево, фиолетовый палисандр, желтое сандаловое или лимонное дерево, красное дерево, оливковое – желтоватое атласное, железное, чинара, белый и красный кипарис, туя, самшит, шелковица и другие. Такое разнообразие расцветки древесины давало возможность набирать самые нарядные узоры. До сих пор паркетные полы дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов считаются наивысшим творческим достижением в этой области.
Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.
В XVII – XIX вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов XIX в. В 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие паркеты: ”Машинная фабрика“ Беляева, основанная в 1866 году, ”Паркетная фабрика“, существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. Постепенно количество фабрик увеличивалось, расширялась их география. Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов XIX столетия. Однако развитие механизированного паркета не означало улучшения его качества. К началу XX века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. В это время было организовано пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской и две в Петербургской губерниях. В 1914 году по данным справочного издания ”Фабрично-заводские предприятия Российской Империи“ паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки.
Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, на смену ”золотому“ для художественного паркета XVIII века, пришло массовое фабричное производство паркета.